PREPRESS | предпечатная подготовка

Предпечатная подготовка макета в полиграфии – очень важный и ответственный этап работы. Понимание того, каким образом должен быть подготовлен к печати макет позволит получить качественно отпечатанный тираж.

Как сделать составной черный цвет в макете

Как сделать составной черный цвет в макете

 

Составной черный цвет (композитный черный)  в полиграфии используется не реже, чем и не составной (состоящий из одной сепарации), но назначение у них различное. И если не составной черный цвет использовать можно как угодно и для любых целей, то составной же использовать следует крайне аккуратно, потому как неумелое его использование в дизайне полиграфии, вследствие плохого понимания принципов печати может привести к браку и испорченному тиражу.

Образование цвета в полиграфии, цветовая модель CMYK.

Все цвета в полиграфии формируются за счет смешивания четырех основных красок – голубой (Cyan или просто C), розовый (Magenta или просто M), желтой (Yellow или просто Y) и черный (Key color или просто К). Каждый цвет основной краски  принято называть – сепарацией. Таким образом, в цветовой модели CMYK – всего 4 сепарации, за счет смешивания которых получаются другие цвета.

Черный не составной цвет в полиграфии.

Не составной черный цвет состоит всего из одной сепарации – черной (Key color или просто К) и такой цвет в макете выглядит следующим образом: С=0, M=0, Y=0, K=100. Использование его в таком виде оправдано в следующих случаях:

1.    Если предполагается черно-белая печать всего макета, то есть печать не предусматривает наличие других красок. Чаще всего, таким образом, печатаются книжные страницы, если на них нет цветных фотографий и изображений, какие либо технические материалы, например инструкции, страницы для блокнотов, вот пожалуй и всё.


2.    В офсетной полиграфии при печати мелкого текста. Не рекомендуется черный текст, размером меньше 16pt делать составным, это может привести к тому, что в процессе наложения нескольких красок на мелкий текст, он будет выглядеть не четко,  потому как краска ложится не всегда ровно в нужное место и есть небольшой люфт.


3.    Штрих-коды - всегда следует задавать черным цветом, состоящим из одной сепарации. По той же причине, почему и мелкий текст. Если штрих-код будет напечатан не четко, то это может привести к проблемам связанным с его считыванием.

Как сделать черный цвет составным.

Составной черный цвет – это цвет, в котором помимо черной сепарации присутствуют и другие цвета. За счет этого черный цвет выглядит более насыщенным и более глубоким. Например, этот цвет может выглядеть так: С=60, M=60, Y=60, K=100. Мы видим, что в таком цвете помимо 100% черной сепарации, используется еще 3 других сепарации по 60% каждая. Таким образом, при печати, в данном случае на черную сепарацию будут наложены и другие цвета, и черный цвет станет еще темнее и ярче. Применяется такой цвет везде, где его применение возможно, за исключением описанных выше  ситуаций, в которых составной цвет применять нельзя.

Установка составного черного цвета

Сделать черный цвет составным очень просто, нужно при задании цвета какому либо элементу, в графическом редакторе, помимо 100% черной сепарации добавить и другие цвета.

Белый текст на черном составном фоне.

В тех случаях, когда мелкий белый текст размещается на черной плашке, возникает такой же эффект, как при печати мелкого текста составным цветом. А именно, он становится не четким, а некоторые тонкие элементы букв могут просто пропасть, потому как краска имеет свойство немного растекаться.  Но при этом сделать фон из одной черной сепарации нельзя, ведь такой цвет выглядит существенно хуже, чем составной. Есть два варианта решения данной проблемы:

1.    Сделать под белым текстом тонкую обводку, состоящую из одной черной сепарации (С=0, M=0, Y=0, K=100), толщина такой обводки может быть 0,2 – 0,3 мм. За счет этого получится, что цвет фонового черного цвета будет составной, а вокруг белого текста, будет тонкая обводка, на которой черный цвет не будет составным. За счет того, что обводка тонкая, заметно это не будет, но белый текст, таким образом, не заплывет краской.

Белый текст на составном черном фоне


2.    Подобрать такой составной черный, при котором и цвет будет насыщенным и суммарное количество краски не будет угрожать белому тексту. Например сумма красок вот такого цвета С=60, M=60, Y=60, K=100 будет равна 280% (60 + 60 + 60 + 100). На таком фоне мелкий белый текст будет выглядеть печально, с очень высокой долей вероятности он будет нечетким. Но если задать вот такой цвет С=65, M=30, Y=0, K=100, то сумма красок будет уже 195%. Конечно, какой цвет менее насыщенный чем цвет, в котором сумма красок равна 280%, но всё же он выглядит гораздо лучше чем не составной черный цвет.  И на таком цвете, при условии печати на качественной печатной машине, без проблем может быть размещен текст размером до 6pt.

Составной черный цвет с суммой красок более 320%.

Брак в полиграфии - отмар

Грубой ошибкой при задании составного черного цвета, будет использование всех 4х красок со 100% заполнением, в котором сумма всех красок ровна 400% то есть вот такой цвет: С=100, M=100, Y=100, K=100. Во-первых, это просто не нужно, цвет с насыщенностью 400% визуально мало чем будет отличаться от цвета, в котором сумма красок равна 280-300%. Во-вторых, Дизайн полиграфии для офсетной печати, выполненный с использованием такой плотности красок, гарантировано приведет к браку при печати тиража. Дело в том, что все 4 сепарации на лист наносятся поочередно, и на выходе напечатанного листа краска нанесенная на него в печатной машине должна быть уже сухой, ведь выходя из печатной машины листы, автоматически складываются в стопку. Если же краска высохнуть не успела, то листы в этой стопке будут склеиваться и пачкать краской друг друга. Такой эффект в полиграфии называется “отмар”.  В связи с этим в технических требованиях разных типографий присутствует такой пункт как “максимальная плотность красок” и варьируется это значение обычно в пределах от 280% до 320%.